Трансактный анализ в очень кратком изложении


 

Трансактный  анализ  в очень кратком изложении.

Э. Берн является основателем относительно  нового метода психотерапии и психокоррекции, который в разных изданиях называют Транзактным анализом, Трансактным анализом,  Трансакционным анализом.

Концепция Э. Берна выросла из классического психоанализа. В 1964 году Берн и его коллеги создали Ассоциацию Транзактного Анализа, которая через некоторое время была переименована в Международную Ассоциацию Транзактного Анализа (ITAA). В силу повсеместного распространения и признания книги Эрика Берна широко известны и читаемы. Самая  известная  из них «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры».

Э.Берн изложил в своих работах оригинальный взгляд на структуру человеческой психики, разработал концепцию  Эго-состояний, где представил трехстороннюю схему, используемую сегодня – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Сокращенно она представлена аббревиатурой Р-В-Д.

В дополнение к концепции Р-В-Д появилось описание психологических игр и жизненных сценариев.

 

Для того чтобы представить, как осуществляется процесс общения, Э. Берн приводит структурную диаграмму, в которой отражены три компонента личности, три Эго-состояния. Диаграмма включает состояния Родителя, Взрослого и Ребенка (Дитя).

Они четко отделены друг от друга и не являются возрастными понятиями. Каждое из трех Эго-состояний – это способ проявления нашей личности в данный момент, это  совокупность мыслей, чувств и связанных с ними способов поведения. Каждый носит в себе Родителя, каждый таит в себе маленького мальчика или девочку. У каждого ребенка уже есть своей независимый, свободный Взрослый.

ТА7

Таким образом, если мы в какой-то промежуток времени ведем себя, мыслим и чувствуем,  копируя одного из реальных родителей (или лиц, их замещающих, значимых для нас), то мы в это время находимся в ЭГО-состоянии Я Родителя.

Если мы при определенных условиях возвращаемся к поведению, мышлению и чувствам детства, то находимся в ЭГО-состоянии Я Ребенка. Если же мы ведем себя, мыслим и чувствуем по принципу «здесь и теперь», адекватно и свободно реагируя на окружающий мир, исходя из собственного взрослого опыта, объективно оценивая реальность и просчитывая вероятности выбора, то мы находимся в ЭГО-состоянии Я Взрослого.

СОСТОЯНИЕ

Наши схематичные Родитель, Взрослый и Ребенок несут в себе как полезные черты, так и отрицательные.

Родитель помогает нам, когда необходимо проявить заботу, сострадание; благодаря внутреннему Родителю мы умеем правильно вести себя в обществе, определяем для себя,  что  такое мораль и совесть. Всему этому мы научились от собственных родителей. Мы впитали в себя их установки, заповеди и наставления, при этом мы их не осознаем, но действуем зачастую, автоматически подчиняясь их приказу. И когда наставления, закрепившиеся в нашем Родителе, являются непродуктивными ли откровенно деструктивными, они мешают нам жить. Бывает так: кто-то из нас никак не может понять, почему его везде загружают больше всех, почему он из последних сил тянет на себе всю работу. А просто ему папа всегда повторял: «Ты должен быть самым ответственным и трудолюбивым» и вот теперь отцовская установка, «записанная» в Родителе, руководит поведением взрослого человека, не позволяя ему быть счастливым и свободным в своем выборе.

Наш внутренний Ребенок – творческий, активный, очаровательный, свободный – является лучшей частью личности. Но при этом именно в нашем Ребенке живут наши детские обиды, страхи, капризы, комплексы, неэффективные в данный момент формы поведения, основанные на ранних детских решениях. И если мы, готовясь к сдаче экзамена, выучив прекрасно всю программу, тем не менее, взяв билет, впадаем в ступор от страха и заваливаем экзамен, то это свидетельствует о том, что в стрессовой ситуации проснулся наш внутренний Ребенок. И все наше поведение подчинено сейчас этому Ребенку с его укоренившимся страхом, что «у него никогда ничего не получится», и именно такие решения мешают нам быть победителями.

Взрослый перерабатывает информацию,  вычисляет и оценивает вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, не действует по шаблону или под влиянием ранних детских комплексов, он свободен в выборе способов поведения и отвечает за свои поступки. Но при этом, если человек большую часть времени пребывает исключительно в состоянии Взрослого, в том числе на концертах, в кругу друзей, с близкими людьми, то мы имеем дело с человеком скучным, сухим, лишенным очарования и естественности, способности радоваться и получать удовольствие (как Ребенок) или не умеющим сострадать и жалеть (как Заботливый Родитель), а порой и вовсе лишенным совести, циничным и самоуверенным.

Все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. В обычной ситуации каждый из них – Родитель, Взрослый и Ребенок заслуживают одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. При этом нужно помнить, что в стрессовых ситуациях именно Родитель и Ребенок, со всеми своими установками, страхами и комплексами завладевают нашей личностью, и мы неосознанно подчиняемся давним, архаичным, неэффективным в нашей теперешней жизни командам, чувствам, способам поведения. Если нас научили, что «Быть богатым – стыдно и недостойно порядочного человека», то эту родительскую установку мы применяем ко всем реальным ситуациям нашей взрослой жизни, а потом удивляемся, почему предоставленная возможность хорошо заработать просто «утекает из рук».

Или в ответ на требование начальника мы топаем ногами, плачем и кричим, потому что с нашей мамой в детстве это здорово «срабатывало».  А потом недоумеваем, почему начальник не идет нам навстречу, а в лучшем случае понижает в должности. Мы не осознаем, что эти старые, нереалистичные установки, способы поведения, эмоции не работают во взрослой жизни.

В процессе общения участвуют люди, пребывающие в каждое мгновение своей жизни в одном из Эго-состояний Я.

1ТА

Объяснив в своей книге, как схематически происходит процесс общения, научив этот процесс  анализировать, выводя на уровень осознания, Э. Берн переходит к подробному изложению и анализу психологических игр.

Не следует заблуждаться  относительно значения слова «игра». Игра совсем не предполагает целенаправленное стремление к удовольствию и веселью. Более того, психологические игры чаще всего являются бессознательными и способствуют возникновению неприятных, угнетающих чувств. Они во всем мире образуют важнейший аспект общественных и личных  взаимоотношений как способа манипулирования. Игры препятствуют честным, откровенным и открытым отношениям между людьми.

Игры имеют тягу к повторению, с той же интонацией, жестами, меняются только время и место. Они могут быть опасными, доводя людей до болезней, самоубийств и до суда.

Примером опасных игр является следующая игра:

«Подумайте, какой ужас!»

- Человек ходит и упрашивает все строительные компании построить ему дом в определенном  месте; его активно отговаривают, потому что там болотистое место. Но наконец, одна компания соглашается. Через некоторое время фундамент дома оседает и дом заваливается набок. Хозяин дома теперь возмущается: «Какой ужас! Я жертва строительной ошибки и некомпетентности». Мало того, подобные ситуации часто приводят к судебным разбирательствам. Люди и организации, участвующие в этом, попадают в ловушку. Но они вновь и вновь играют в эти опасные игры, попадая на крючок.

У игр могут меняться названия, условия и место действия, но главное остается неизменным:  психологическая игра – это форма поведения со срытым мотивом; психологические игры всегда манипулятивны и редко осознаются всеми участниками;  в них «играют» для того, чтобы избежать честных и открытых взаимоотношений.

На основе анализа психологических игр можно перейти к рассмотрению второй части книги  Эрика Берна, которая называется «Люди, которые играют в игры» и  где подробно рассмотрены причины и основы формирования жизненных сценариев, влияние их на судьбу человека,  а также  предложены способы избавления от сценарного программирования.

Сценарий можно кратко определить как план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни и каким путем она будет к нему идти. Различные сценарии в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными и непродуктивными, т.е. никуда не ведущими. Психологические игры, в которые играет человек с другими людьми из своего окружения, являются частью этого сценария.

Чаще всего жизненная драма, которую личность вынуждена «играть»,  исполняется ею неосознанно. В повседневной жизни это проявляется следующим образом: большинство людей замечают по себе и другим, что они вынуждены вести себя определенным образом, обязаны жить, соответствуя определенным ожиданиям, и эту предопределенность труднее всего понять и принять. Это особенно заметно на примере судеб людей с деструктивной личной драмой, которые упорно идут к трагическому концу – самоубийству, алкоголизму, потере семьи и т.д.

Сценарий зависит от ранних решений, принятых в детстве относительно себя и других. В основе главного решения лежит укоренившееся представление о своей ценности и ценности других людей.

Например, если решительное поведение мальчика каждый раз пресекается, то он решает на всю жизнь «не надо быть мужчиной». Если чувства, которые проявляет маленькая девочка, всегда критикуют, то она принимает решение – «не надо чувствовать». Ребенок, которым манипулируют при помощи чувства вины,  «делает запись» в своем сценарии: «не надо быть счастливым, мучай себя».

Именно последняя «запись» лежит в основе часто встречаемого жизненного сценария «Тупица».Этот сценарий может проявляться в разных формах, но чаще всего бывает так: пока ребенок маленький, мама говорит ему приблизительно следующее: «Ну что ты все время делаешь глупости?  Ты можешь хоть что-нибудь сделать правильно?»  Часто при этом она пинает ребенка, кричит на него. Когда ребенок идет в школу, то учитель считает вправе сказать именно этому ребенку: «Это глупый вопрос, голубчик. Ты ни на что не способен» и т.д. Приняв в детстве позицию неудачника «Я глуп, другие люди лучше знают, что надо делать», укрепив ее в школе, такой человек и на работе, в своей взрослой жизни  будет исполнять сценарий Тупицы, он будет везде неуспевающим.

Жизнью «Тупицы» управляет состояние Я-Ребенка, когда-то раз и навсегда решившего: «Я – не о-кей»

Кроме непосредственного родительского программирования и собственных ранних детских решений на формирование жизненного сценария оказывают влияние семейные традиции и ожидания, которые успешно передаются из поколения в поколение. Ожидание определенного поведения могут отражаться в следующих фразах:

- наша семья привыкла всегда испытывать нужду;

- женщины в нашей семье всегда были бесполезными, как сорняки;

- в нашей семье старшая дочь всегда была несчастной, и т.д.

Кроме того,  особенности сказок, мифов и  т.д., которые мы слушали и любили в детстве, тоже могут лечь в основу нашего сценария.

Завершая рассмотрение жизненных сценариев, неосознаваемых жизненных планов, Эрик Берн приводит нас к главной мысли:  любое решение, принятое когда-то, если оно осознано и проанализировано в настоящем, может быть изменено. Если человек поймет, какие из ранних детских решений мешают ему продуктивно жить в настоящем, то он всегда может принять новые, взрослые решения, откорректировать свою жизненную позицию и вырваться из рамок своего жизненного сценария. Одновременно с этим человек перестает играть в «любимые» психологические игры, отказывается манипулировать другими людьми, их чувствами и сам перестает подвергаться манипулированию.

Заключение.

Трансактный анализ, основателем которого является Эрик Берн, представляет собой стройную аналитическую систему, изложенную доступным и понятным языком. Он стремится наделить человека ясным пониманием своей жизненной ситуации, помогает ему стать честным с самим собой и другими людьми, призывая к открытым и откровенным взаимоотношениям. ТА учит  избегать манипуляций во взаимодействиях, помогая отказаться от психологических игр, проанализировать и откорректировать свой жизненный сценарий. Он обозначает главную задачу – научить человека меньше «играть» а больше быть самим собой, стать свободным и искренним. Он учит нас знакомиться со своим внутренним Родителем, Взрослым и Ребенком, при этом призывает не отказываться ни от одной части своей личности, а лишь передать Взрослому исполнительный контроль.

Моральный пафос книг Берна характеризуется его непроизвольным восклицанием: «Только ради бога, не бейте ребенка!»

Теория, ведущая к такому выводу, не может быть вредной. Иногда людям не хватает целой жизни, чтобы прийти к такой вроде бы немудреной истине. А иногда они приходят к ней слишком поздно.

 

Психолог Ирина Рой.